|
Историческая справка Народ орочи – небольшая народность, входящая в состав тунгусо-маньчжурской языковой группы, являются коренными жителями Совгаванского и Ванинского районов. Первые сведения о них стали известны в русской историко-этнографической литературе по трудам Н.К. Бошняка – одного из участников экспедиции Г.И.Невельского. Издавна орочи селились по рекам Коппи, Худями, Тумнин, Хуту и их притокам. Были и морские орочи которые селились на озере Сюркум и устье реки Сизиман. Название этих мест являются орочскими, что доказывает их коренные места преюывания. Орочи селились родовыми стойбищами по 30 человек. Фамилии их назывались от места их пребывания. Копинка – на реке Коппи, Хутунка – нареке Хуту, Бисянка – от притока Бися, Акунка – на реке Акур. Морские орочи от орочского слова наму- море- Намунка, и пудя-ветер- Пунадинка. Кочевая жизнь орочей сделала основным видом их занятия охоту и рыболовство. Снаряжение охотника состояло из лука, копья, охотничьего ножа, лучков для самострелов, трутницы, игольника. Наиболее распространенными орудиями лова служили остроги, ставные сети, закидные невода, загородки, крючковатые снасти и берзанки иностранного производства, обменянные на пушнину от заезжих купцов из Японии и Китая. Меняли пушнину на одежду, продукты, посуду, водку. Главные купеческие стоянки были на устье р. Коппи, р. Хади, р. Тумнин. Самым богатым купцом из рода орочей был Сафрон Бисянка. Вообще, род Бисянка был купеческим родом. Власть над всеми орочами имел род Хутунка – от этого рода были великие шаманы. Белым шаманом был Хутунка Савелий Максимович, который прожил 120 лет. Черный шаман был из рода Акунка. Русские купцы появились намного позже вместе с русскими попами, примерно в 1850 годах. С прибытием русских попов началось повальное крещение и переименование всех на русские имена, естественно за мзду ( пушнину, лекарственные растения). За несогласие на крещение, грозили выселением. Вместе с попами, купцами из России прибыли и люди с ружьями, которые начали строить сторожевые точки на р. Тумнин, р. Чистоводная, р. Хади. Строительство вели русские ссыльные, чьи семьи так и остались жить на этих землях. Первобытная жизнь орочей была нарушена. Орочей грабили, убивали, награждали завезенными болезнями. Орочи стали убегать жить в тайгу, что очень подкосило их численность. С приходом Советской власти на эти территории вновь возродилась кочевая жизнь орочей. Первые врачи, такие как Шарак Петр Степанович со своей супругой Александрой Матвеевной, первые учителя Сидоров Николай Павлович со своей супругой Чепуриной Валентиной Федоровной были для орочей светом знаний и источником обновления в жизни. Они учили не только знаниям, но и как стирать белье, как вести гигиену жилища, как садить семена овощей. Очень любили их дети тайги. Учителя Николая Павловича звали - ама –что значит отец, а его жену – эне –что значит мама. Появились и свои первые учителя – Акунка Надежда Лукьяновна, Еменка Дарья Филипповна, Абрамова-Тиктамунка Галина Сергеевна. Первая орочская поэтесса - Бисянка Наталья Ноевна. ервые врачи - Мудрак Галина Борисовна, Шилина–Акунка Валентина Федоровна, Бисянка Анна Ивановна. В 30 годы при становлении колхозов и Ванинском районе образовался первый национальный рыболовецкий колхоз «Ороч». Занимались рыбной ловлей, разведением скота, лошадей, оленей. Сажали на полях картофель, овес, ячмень, кукурузу, что давало хороший урожай не только для членов колхоза но и сдачи государству. В зимний период занимались охотой, шили торбаза, рукавицы меховые для членов колхоза. Председателем был ороч, который не умел совсем писать и считать. Отчет рисовал картинками и ездил отчитываться в г. Советская Гавань. Началась война: орочи приняли в ней активное участие. Так, как все они были охотниками их брали на войну снайперами. Своим телом закрыл немецкую амбразуру Кирилл Батум, повторив подвиг Матросова. Герою стоит памятник в родном селе Уська-Орочская. Много орочей погибло на этой войне, этот памятник принадлежит и им. Но жизнь продолжается и в1970 году произошло воссоединение колхозов «Ороч» и «Даттинец», в результате чего образован колхоз им. «50 лет Октября» в селе Датта. Орочам выстроили улицу домов, пересилили, дали работу в колхозе. В настоящее время в Ванинском районе пять национальных хозяйств (общины). Все они действуют по принципу родовых общин. Основными видами их деятельности являются охота и рыбная ловля. На вырученные от рыбы деньги общины приобретают продукты питания, одежду, транспорт, орудия лова. В Ванинском районе по состоянию на 01.01.2007г. на территории Ванинского района проживает:
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов власти в сфере национальных отношений. С 1 января 2005 года Генеральная Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира , целью которой является укрепление международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как культура, образование, права человека, окружающая среда и прочее. Российская Федерация стала первой страной, в которой был создан Национальный оргкомитет по подготовке и проведению Второго Международного десятилетия коренных народов мира. В связи с этим подготовлена новая Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ до 2015 года». В рамках реализации мероприятий Второго Международного десятилетия коренных народов мира на территории Хабаровского края принято постановление Правительства Хабаровского края от 13.02.2006г. № 16-пр «Об основных направлениях развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2006-2008 годы», которое позволило создать дополнительные предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития аборигенного населения региона, в том числе на территории Ванинского района. В 2006 году по этой программе Ванинскому району выделены финансовые средства в размере 80 тыс.руб. 1. ФАПу села Датта - 20 тыс.руб., 2. Школе интернату села Уська-Орочская – 30 тыс.руб. 3. Этнографическому центру «СЭНКЭ» – 30 тыс.руб. В целях расширения общественно-политической активности КМНС на территории Ванинского района председатель общественной организации малочисленных народов Севера Ванинского района входит в состав оргкомитета по проведению публичных слушаний на территории Ванинского муниципального района. Представитель коренных народностей, проживающий в селе Датта является депутатом Совета Депутатов Даттинского сельского поселения. Совет уполномоченных представителей КМНС принимает непосредственное участие в распределении квот по вылову и обеспечению нормовой горбушей жителей района из числа КМНС. Краевое государственное учреждение Центр занятости населения Ванинского муниципального района проводит выездные семинары в национальные села Дата и Уська-Орочская по информированию и консультированию безработных, в том числе и коренных малочисленных народов Севера. Процесс адаптации к новым экономическим условиям осложняется отсутствием подготовленных национальных кадров, способных заниматься организацией производства, освоением нетрадиционных отраслей хозяйствования, сохранением культурного наследия и народного промысла С 2007 года на территории района создано новое муниципальное учреждение культуры «Национальный этно-культурный Центр «СЭНКЭ», которым руководит Варшавская Л.Е. Деятельность центра направлена на социально-экономическое и культурное развитие, на сохранение их исконной среды проживания, традиционного образа жизни и хозяйствования. Со стороны руководства «СЭНКЭ» проводится кропотливая работа по обучению коренного населения декоративно-прикладному творчеству, в частности выделки рыбьей кожи, плетению бисером, лоскутному шитью, изготовлению предметов национальной одежды, что содействует занятости коренных малочисленных народностей. В 2007 году национальный центр «СЭНКЭ» при поддержки администрации района принял участие и стал победителем гранта Министерства культуры Хабаровского края «ИМДАНГАЛА» на сумму 92 тыс.руб. В рамках реализации грантового проекта на берегу бухты проведен национальный районный праздник «Тропою предков», в честь дня пожилого человека, 1 октября 2007 года, организована встреча пожилых людей из числа коренных малочисленных народов Севера поселений Датта, п.Октябрьский, Монгохто и Ванино, проведены мероприятия для народностей Севера по празднованию Дня матери, подготовлена первая национальная книга с легендами и сказаниями о первых стойбищах аборигенов, поселившихся на территории района, так же за счет средств полученных в рамках гранта для национального центра «СЭНКЭ» приобретены музыкальный центр и видеокамера. В 2008 году Варшавская Л.Е. работает над грантовым проектом «БИ ДЮББАИ», что в переводе означает – «Мой дом». В рамках 2008 года, который объявлен годом семьи, данный проект, претендующий на грант, посвящен наиболее актуальной теме года. Для сохранения и пропаганды национально-культурного наследия коренных народов директор центра Варшавская Л.Е. приняла участие в международной выставке «Северная Цивилизация 2008» в г.Москве. Варшавская Любовь Егоровна, директор муниципального учреждения национальный этнокультурный центр «СЭНКЭ», признана народным мастером Союза художников России и является лауреатом Международных выставок декоративно-прикладного творчества и фольклорных обрядовых праздников. Деятельность национального этнокультурного центра «СЭНКЭ», которым руководит Варшавская Л.Е. направлена на социально-экономическое и культурное развитие, на сохранение их исконной среды проживания, традиционного образа жизни и хозяйствования. На территории Ванинского района продолжается практика выездных медицинских бригад в национальные села района. В село Уська-Орочская выезжали специалисты: невропатолог, окулист, детский фтизиатр, гинеколог, зубной врач. По программе развития общественной инфраструктуры, принятой на территории Ванинского муниципального района от средств, полученных за счет приватизации муниципального имущества планируется строительство в национальных селах Дата и Уська-Орочская социально-культурных центров, с размещением в них библиотек, ФАПов, спортивных залов, кружков народного творчества. К 110-летию образования села Уська-Орочская Ванинского муниципального района проведены благоустроительные работы: отремонтировано и забетонировано более 400 м тротуаров, отсыпаны автомобильные дороги, проведен капитальный ремонт кровель на жилых домах, восстановлены универсальные котлы в котельной села, возобновлена работа хлебопекарни, установлена сотовая связь «Билайн», построена детская игровая площадка возле Дома Культуры, сохранена участковая больница. Большая работа проведена активом школьного музея: - подготовлено 4 статьи в газету «Восход-Ванино», - издана книга о селе «История села Уська-Орочская», - организована встреча со старожилами села, - подготовлена детская выставка декоративно-прикладного творчества. В целях сохранения культурного наследия малочисленных народностей, проживающих на территории района Автономной некоммерческой организацией «Студия Планета-Восток» подготовлен аудио-диск «Гису», в котором представлено 10 фольклорных песен. Благодаря поддержки администрации Ванинского района в 1 полугодии 2007 года проведена презентация данного диска. В целях содействия созданию энциклопедии «Коренных народов Хабаровского края» было оказано содействие этнографу института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Березницкому С.В. в сборе информации. Вместе с тем уровень социально-экономического развития аборигенного населения района остается низким. По-прежнему занятость трудоспособной части коренных народов не превышает 50 процентов. Национальные общины работают неэффективно, не обеспечивают полную занятость коренных народностей, освоение природных ресурсов и достойную заработную плату работающих в них аборигенов. Предприятия ресурсных отраслей, расположенные в местах компактного проживания коренных народов, недостаточно оказывают содействие в развитии национальных хозяйств, слабо проводят работу по вовлечению аборигенного населения и, прежде всего молодежи из их числа коренных народов, в сферу производства. В результате среднедушевой доход большей части коренных народов не обеспечивает достаточного прожиточного уровня. В условиях низкой материальной обеспеченности коренных народов, недостаточного уровня решения социальных проблем во многих, особенно отдаленных, местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера среди аборигенного населения по-прежнему остается высоким уровень заболеваемости, растет пьянство и наркомания, снижается число обучающихся в учебных заведениях. Все это требует дальнейшего усиления внимания муниципальных образований к решению вопросов состояния и развития коренных народов, проживающих в районе. Как бы не хотелось, но за счет средств бюджета района невозможно реализовать все намеченные планы. Последние годы расходы бюджета Ванинского района на всю социальную сферу превышали половину бюджетных затрат. Сегодня этот показатель составляет более 60 процентов. Благодаря административному ресурсу, взаимодействию всех уровней власти и бизнеса, начиная с 2000 года дополнительно к бюджетным средствам было привлечено порядка 2 млрд.руб. на решение социально-экономических задач района. Однако, изменить ситуацию для жителей из числа коренных малочисленных народов Севера, не предоставляется возможным. В целях сохранения нации и историко-культурного наследия аборигенного населения администрация Ванинского муниципального района обращается ко всем читателям этой страницы сайта с просьбой откликнуться и помочь малочисленным народностям «Ороч», которых осталось не более 500 человек, и 282 из которых проживает на территории Ванинского района. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края |